ДТП

    ДТП. Психологические аспекты.

DTP1

В октябре 2005 года, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, третье воскресенье ноября объявлено Всемирным днем памяти жертв дорожно-транспортных аварий.  Это международное событие призвано привлечь внимание всех людей планеты к печальным  фактам:

  • ежедневно во всем мире в результате ДТП погибает более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы.
  • ежегодно ДТП уносят 1 миллион 300 тысяч жизней. Еще от 20 до 50 миллионов человек получают различного рода травмы.
  • более 50% всех смертельных исходов вследствие ДТП приходится на возрастную группу от 15 до 44 лет.
  • по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий может стать третьей основной причиной гибели или увечий.

Показатели, характеризующие причины ДТП:

  • примерно 30 % ДТП происходит из-за того, что водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения.
  • примерно 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.
  • примерно 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.
  • около 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.
  • примерно 80 % ДТП происходит по вине водителей.Для предотвращения ДТП разработан свод правил идеального поведения за рулем.DTP2

Они включают  запреты на то, что провоцирует снижение внимания водителя, что приводит к ДТП.  Итак, это запрет на:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • превышение скорости;
  • разговоры (по мобильному телефону и с пассажирами);
  • неисправность транспортного средства;
  • курение за рулем;
  • еда за рулем;
  • совершение иных действий, не имеющих отношения к управлению транспортным средством за рулем;
  • усталость водителя;
  • нездоровое состояние водителя;
  • прием препаратов, снижающих концентрацию (как лекарственных, так и наркотических).

Пси­холо­ги счи­та­ют, что ав­то­мобиль – это не то мес­то, где мож­но за­нимать­ся дву­мя де­лами од­новре­мен­но. Не сто­ит за­бывать, что в пер­вые два ча­са вож­де­ния, так на­зыва­емый пе­ри­од вы­раба­тыва­ния, че­ловек на­ибо­лее скло­нен со­вер­шать ошиб­ки. Не­вер­но при­нятое ре­шение мо­жет обер­нуть­ся са­мыми тра­гич­ны­ми ре­зуль­та­тами. Лю­бая ава­рия – это серьез­ный стресс.

 

Медицинские работники называют первый час после происшествия  «золотым часом» в том смысле, что жертвы ДТП имеют намного больше шансов выжить, если они доставлены в лечебное учреждение в течение часа после происшествия. Естественно, транспортировкой и оказанием медицинской помощи в полном объеме, должны заниматься только квалифицированные медики, но вплоть до момента их прибытия на место трагедии, вы тоже можете помочь пострадавшему.
На месте происшествия выброс адреналина в крови у очевидцев превышает все разумные пределы, поэтому хотя бы один человек должен оставаться спокойным и не поддаваться панике и всеобщему ужасу, как бы тяжело это не было.

 

Первым делом после прибытия на место происшествия остановитесь, и глубоко вдохните пару раз. Это поможет сохранить спокойствие.

Люди, увидевшие кровь и раненых, находящихся в ужасе от своего бессилия и желающие хоть как-то помочь, будут безоговорочно выполнять указания того, кто внешне остается спокойным, контролирует ситуацию и по которому видно, что он знает, что делает. Если вы тоже будете размахивать руками в состоянии аффекта и не будете контролировать свои поступки и слова, получится так, что все будут терять драгоценное время.

Наши рекомендации, в известной степени, стандартизированы, и подлежат адаптации в каждой конкретной ситуации.

  • Подойти к пострадавшему, заговорить с ним, наладить общение, убедить его, что с ним все будет хорошо – это важно! После любого происшествия, пострадавшие будут, как минимум, находиться в замешательстве, смешанным с испугом. Часто они даже не знают и не понимают, что с ними произошло. Они могут находиться в прострации, растерянности. Важно убедить их, что с попутчиками и транспортным средством все в порядке.
  • В качестве варианта можно сказать попавшим в аварию, все как есть на самом деле – что они попали в ДТП, что им не желательно сейчас двигаться.
  • Обязательно представиться. Пострадавшим важно знать, кто с ними общается в данный момент.
  • Надо убеждать их, что скоро приедет машина «скорой помощи» (при этом обязательно убедиться, что кто-то срочно вызывает ее!).
  • Будьте осторожны в своих высказываниях и разговорах, находясь возле пострадавшего, даже если он кажется без сознания. Дело в том, что окружающие звуки воспринимаются людьми, находящимися в бессознательном состоянии. Поэтому воздержитесь от шокирующих фраз типа «ну все, этот больше не жилец, может и «скорую» уже звать не нужно» или «Бывает такое, хорошо же он поломался». Все это ненужные эмоции, которые могут быть зарегистрированы в мозгу у пострадавшего, деморализуют окружающих (ваших потенциальных помощников), и ни чего не принесут, кроме вреда.
  • То, как вы произносите фразы, не менее важно, чем то, что вы произносите. Сбавьте громкость, оставайтесь спокойными, по крайней мере, внешне – это будет способствовать уменьшению всеобщей паники.
  • В  экстремальной ситуации очень важно психологическое руководство и контроль над происходящими событиями. Если вы спокойны, это состояние постепенно передается всем присутствующим.

Бывает так, что при большом количестве свидетелей ДТП, возникает психологический эффект — эффект «свидетеля» — препятствующий оказанию помощи.

 

      Эффект свидетеля, эффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим.DTP3

      Установлено, что вероятность того, что кто-нибудь из свидетелей начнёт помогать пострадавшим тем меньше, чем больше людей станут просто стоять и смотреть. Другими словами, каждый из очевидцев считает, что помочь пострадавшим должен не он, а кто-то другой. Наоборот, единственный очевидец понимает, что кроме него помочь пострадавшим больше некому и действует гораздо решительнее.

Причиной «безразличия», надо полагать, чаще является не жестокость людей, ставших свидетелями трагедии, а отсутствие персональной ответственности за происходящее вокруг. Ответственности как способности влиять на ход событий. Если мы остаемся безучастны к происходящему вокруг, надо понимать, что мы становимся жертвами обстоятельств.

 

Жить станет лучше, если убеждение «Кто-нибудь сделает это без меня» мы заменим на «Если не я, то кто?».

 

В большинстве случаев дорожно-транспортные происшествия происходят вдалеке от медицинских учреждений и «скорую» приходится долго ждать. Именно это обстоятельство, а также и то, что водители раньше других могут быть полезны пострадавшим, обязывает их уметь оказывать первую медицинскую помощь, т. е. проводить простейшие неотложные мероприятия для спасения жизни пострадавших. Водители автомобилей и других транспортных средств, как причастные, так и непричастные к дорожно-транспортному происшествию, но находящиеся поблизости, обязаны немедленно остановиться и оказать помощь нуждающимся в ней. Неоказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, наказывается по закону.

 

Оставайся спокойным. Не поддавайся эмоциям. Думай.

 

 

Э. Кожонов, Б. Амирова

 Филиал ГУ «ЦМК» КЧС МВД РК по г. Алматы.